|
|
|
|
|
Народный
артист России проф.Игорь Гаврыш (виолончель) и засл. деятель
искусств Украины, проф. Татьяна Веркина (ф-но).
Зал харьковской филармонии. |
Так кратко определяли и определяют специалисты творчество английского
композитора XVII века Генри Пёрсела, который до сих пор даже в музыкальном
мире считается таинственной личностью.
Вовсе не по чьей-то прихоти, а исключительно по достоинствам, не
известным широкой слушательской публике, Пёрсел стал "героем" седьмого
по счету, Международного музыкального фестиваля "Харьковские ассамблеи".
Традиционно каждый из подобных фестивалей посвящается какому-нибудь
одному великому сочинителю музыки.
Татьяна Веркина, инициатор и организатор первой и всех последующих
ассамблей, оказалась удивительно стойкой и последовательной в своем
страстном стремлении сделать-таки Харьков центром исполнения классической
музыки не только в своем отечестве, но и в СНГ. Это ей удалось.
С каждым годом фестиваль набирает все больший авторитет и, соответственно,
повышается рейтинговый уровень их участников. |
КРАТКАЯ СПРАВКА
Генри Пёрселл (Purcell) - английский композитор и органист.
Родился в Лондоне около 1659, умер 21 ноября 1695 года.
Был придворным музыкантом.
Пёрселл - автор первой национальной английской оперы "Дидона
и Эней" (1689 год).
Им создано около 100 песен, а также хоровые и инструментальные
произведения (струнные фантазии, трио-сонаты, пьесы для клавесина).
Пёрселл написал музыку к более, чем 50-ти театральным представлениям. |
|
|
Солист
Наум Штаркман (ф-но) |
Открывал фестиваль 24 сентября 1999 года концерт ансамбля "Академия
старинной музыки" Татьяны Гринденко, с которым она объездила полмира,
вызывая неизменное восхищение.
Затем до 4 октября каждый день был подарком любителям высокой классической
музыки - не только Пёрселла, но и Бетховена, Баха, Моцарта, Шумана,
Мендельсона, Генделя.
Кроме известных представителей харьковской исполнительской школы,
в концертах принимали участие музыканты из ближнего и дальнего зарубежья.
Например, российский государственный квартет имени Глинки, немецкий
флейтист Маркос Френьяни-Мартинос, швейцарский дирижер Урс Шнайдер,
ансамбль старинной музыки "Рыжий священник" ("Red Priest") и лютнист
Якоб Харингам из Великобритании.
Событием фестиваля стало первое исполнение харьковской оперы Д.Бортнянского
"Сокол", солировали в которой лауреаты международных и национальных
конкурсов.
Учитывая, что ассамблея проходила под знаком музыки Пёрселла, помощь
харьковчанам в организации фестиваля оказал Британский Совет в Киеве.
И.Румянцева |
|
"ХАРЬКОВСКИЕ АССАМБЛЕИ"
ПРОДОЛЖАЕТ "РЫЖИЙ СВЯЩЕННИК".
|
Ансамбль
"Рыжий священник" (Великобритания) |
Ансамбль старинной музыки "Рыжий священник" ("Red Priest") специализируется
на музыке барокко XVI-XVII веков. Создан он сравнительно недавно,
в 1997 году, но уже успел уверенно заявить о себе. Ансамбль объединил
четырех музыкантов, которые уже давно имеют международное признание.
Они талантливые и высокопрофессиональные исполнители.
Пиарс Адамс (свирель). Журнал "Classik CD" охарактеризовал его игру
как такую, которая вышла за грани виртуозности в плоскость почти
невозможного. До "Рыжего священника" Пиарс Адамс выступал с сольными
концертами и в составе известных оркестров во многих странах мира.
Маэстро выпустил несколько сольных компакт-дисков.
Джулия Бишоп (скрипка). Одна из известнейших ныне специалистов скрипичной
музыки стиля барокко. Джулия Бишоп объездила многие страны в составе
ведущих британских оркестров, специализирующихся на ранней музыке.
Анджела Ист (виолончель). Она по праву принадлежит к плеяде наиболее
ярких исполнителей на виолончели. Анджела Ист много гастролировала
во всех концах планеты, выступала с концертами в Ла Скала, Милано,
Сиднейской опере, Версале.
Джулиан Роудз (клавесин). Его игра незабываемо прекрасна, технически
совершенна и просто восхитительна. Будучи своеобразным "музыкальным
полиглотом", Джулиан Роудз блестяще играет на органе, клавесине,
клавикордах.
Программа, которую "Рыжий священник" представил на суд харьковской
аудитории называлась "Священник в бегах". В ней прозвучала неповторимая
по своей красоте и всплескам эмоций музыка барокко. Особое место
было отведено произведениям Антонио Вивальди, которого называли
"Рыжим священником из Венеции". Прозвище гениального маэстро и стало
названием ансамбля. В концерте звучали также бессмертные творения
Баха, Пёрселла, Телемана.
Хочется отметить, что выступление "Рыжего священника" в рамках "Харьковских
ассамблей" стало возможным благодаря помощи Британского Совета поскольку
один из его проектов предполагает знакомство украинской аудитории
с лучшими образцами британского искусства. Харьков приветствует
начинания Британского Совета в Украине, исповедуя понятный на всех
языках принцип "Искусство не знает границ".
Ю.Попов, Д.Савицкий
|
|
|
|
Казалось бы, традиция счастливо установилась, преодолены все трудности,
и даже стихия отступила перед настойчивостью организаторов и их преданностью
идее Ассамблей. Но то ли слишком велика была усталость после треволнений
1995-го, то ли достигли пика экономические трудности у спонсоров фестиваля,
но в 1996 году собрать Ассамблеи не удалось. Официальной причиной были
объявлены финансовые трудности. Судьба фестиваля, который начинался
столь блистательно, оказалась под вопросом.
|
Концерт
народного артиста России проф. Наума Штаркмана. Малый зал Успенского
собора - дом камерной и органной музыки. |
Однако рано радовались недоброжелатели. Похороны праздника не состоялись.
Год спустя Харьковские ассамблеи-97 восстали как Феникс из пепла материальных
затруднений, еще раз посрамив материализм школьной политграмоты. Идея,
как и положено в классике философского идеализма, доказала свою первичность.
Новый фестиваль посвятили великому венгру Ференцу Листу. В его девизе
- "ФЕРЕНЦ ЛИСТ И ТРАДИЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
- реализовалась одна из главных тем всей деятельности Татьяны Веркиной,
eе постоянная душевная боль о судьбах отечественной музыкальной школы
среди потрясений и "негараздiв" конца века. Несмотря на двухгодичный
перерыв, Ассамблеи вновь собрали многих давних друзей музыкального Харькова.
Вновь приехали Урс Шнайдер и Буркхардт Ремпе, прилетел из Америки и
бывший харьковчанин, дирижер Вахтанг Жордания;
К ним присоединились юные пианисты из Цюриха, тоже наши земляки, близнецы
Александр Манц (победитель конкурса пианистов в Цюрихе) и Михаил Манц
(первое место на конкурсе в Женеве), швейцарская пианистка Кристина
Штайнеггер, шведский органист Эрланд Хильден. Россия была представлена
известными пианистами, профессорами Наумом Штаркманом (Москва) и Львом
Шугомом (Саратов), московским виолончелистом Игорем Гавришем. И, конечно,
харьковчане - совместное выступление детского хора "Скворушка" и органиста
Николая Григорова на музыку Листа, Шумана, Шуберта и Мендельсона, вокальная
программа Татьяны Жарких из произведений Листа и Глинки. Украина, Россия,
Германия, Швеция, Швейцария, США, - состав участников шестых Харьковских
ассамблей вновь был интернациональным. Музыкальную программу, как всегда,
сопровождали поэтические вечера и художественные вернисажи: проект художника
Павла Макова и скульптора Александра Ридного "Местные па-мятники" и
выставка детского рисунка "Музыка" в муниципальной галерее, выставка
"Галерея о галерее" в фотостудии "Палитра", вернисаж "Музыка" в галерее
"Даис". Теоретический симпозиум в Союзе композиторов был посвящен теме
"Ф. ЛИСТ И ПРОБЛЕМЫ СИНТЕЗА ИСКУССТВ". Приехали видные специалисты по
проблеме синтетических жанров в искусстве - Марина Черкашина-Губаренко
и старейший украинский музыковед Юлий Малышев (Киев), Константин Зенкин
(Москва) и Александра Демченко (Саратов). Несмотря на несколько более
скромные масштабы праздника по сравнению с предыдущими фестивалями,
круг исполнявшихся произведений был широк и разнообразен: Лист, Моцарт,
Гайдн, Респиги, Брамс, Бетховен, Шуман, Шуберт, Элгар, Мендельсон, Гуно,
Россини, Верди, Пуччини, Глинка, Лысенко, Вагнер, Шостакович, Скорик.
На заключительном концерте Ассамблеи в зале Харьковской филармонии прозвучали
Концерт Бетховена для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром (солисты
- харьковчане Татьяна Веркина, создатель Ассамблей, и Игорь Шаповал,
москвич Игорь Гавриш), симфоническая поэма Листа "Мазепа" и его знаменитая
2-я Венгерская рапсодия в исполнении симфонического оркестра Харьковской
филармонии под управлением Буркхарда Ремпе. |
|
|
Cложнейшая работа оргкомитета во главе с Т.Веркиной продолжалась. Преодолевая
головоломные организационные и финансовые трудности, инертность массового
зрителя, плохо готового к восприятию серьезных музыкальных и художественных
программ, к 1995 году, объявленному ЮНЕСКО Годом Шумана, удалось подготовить
фестиваль "ШУМАН И АРТИСТИЧЕСКАЯЯ МОЛОДЕЖЬ". В подготовку фестиваля
неожиданно вмешалась стихия: после бурного ливня летом 1995 года
в Харькове стряслась крупнейшая в истории страны экологическая катастрофа
на Диканевских очистных сооружениях, получившая широкий резонанс, в
том числе и в зарубежной печати ("МЕДIАПОЛIС" N1, 1996, с. 76-78). Из-за
аварии на фестиваль не приехал детский хор из Нюрнберга - детей не отпустили
родители. Тем не менее фестиваль состоялся, более того, удался. В шумановском
фестивале, открытом лично тогдашним мэром Харькова Евгением Кушнаревым,
приняли участие всемирно известный дирижер Урс Шнайдер (Швейцария),
пианисты Лариса Дедова (Москва), Анни Жакель и Франсуа Шаплен (Франция),
действительный член Шумановского общества, профессор Санкт-Петербургской
консерватории Павел Егоров, певицы Наталья Гребенюк (Харьков) и Л.Кузнецова
(Москва) и многие другие. Кроме произведений Шумана, аудитория фестиваля
смогла встретиться с музыкой Мессиана, Берга, Брамса, Грига, Равеля,
Вагнера, Дебюсси и, как всегда, с творчеством современных композиторов
Украины, Германии, Швейцарии. Прозвучали новые сочинения харьковских
авторов - Марка Карминского и Владимира Птушкина. Научный симпозиум
на этот раз был посвящен теме "ШУМАН И ПЕРЕКРЕСТОК ПУТЕЙ МУЗЫКИ И ЛИТЕРАТУРЫ".
Как всегда, Ассамблеи сопровождались художественными выставками: "Лирическое
посвящение" в фойе Малого зала оперы; батик, керамика и дерево в галерее
"Вернисаж", молодые живописцы Харькова в Доме художника.
Ассамблеи-95 стали плодом по-настоящему широкого международного сотрудничества.
Их спонсорами выступили Швейцарский фонд культуры "Pro Helvetia", институт
"Восток-За-пад", институт Гете в Киеве, Французский культурный центр
в Харькове, а также АО "Старый Харьков" и Международный фонд "Вiдродження".
Благодаря эффективной спонсорской поддержке в 1995-м в рамках фестиваля
впервые прошел конкурс молодых пианистов и вокалистов с призовым фондом
5000 долларов. |
|
|
География фестиваля продолжала расширяться.
Многие исполнители приехали с родины Мендельсона, а также из Австрии,
Швейцарии, США. Китая, из стран бывшего СССР. В музыкальную программу
Ассамблей вошли камерные и симфонические концерты, вечера органной музыки,
оперные спектакли, авторские концерты современных композиторов и т.н.
клавирабенды, вокальные вечера и встречи с хоровыми коллективами... Среди
участников - кларнетист Сергей Низкодуб (Украина), певцы Шарлотта Гоффман
и Беата Вестеркамп и органист Хайнрих Вальтер из Германии, пианисты Дмитрий
Сканави и скрипачи Григорий Фегин и Татьяна Гринденко из России. Научная
составляющая фестиваля была представлена на этот раз симпозиумом "МЕНДЕЛЬСОН
И ТРАДИЦИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛИЗМА" (научный руководитель "Харьковских
ассамблей" Григорий Ганзбург). в котором приняли участие первый секретарь
Союза композиторов Украины Михаил Степаненко, ученые-музыковеды из Киева,
Москвы, Полтавы, Саратова и Харькова, гости из Граца (Австрия) и Тель-Авива
(Израиль). Отличительная особенность Харьковских ассамблей - то, что музыкальная
молодежь может быть на фестивале не только слушателями, но и выбрать себе
по душе мастера, который будет индивидуально работать с каждым учеником
(руководитель мастер-классов '94 Тамара Самоварова). На мендельсоновском
фестивале мастер-классы проводились профессором высшей музыкальной школы
Фрайбурга Хайнрихом Вальтером и вновь профессором Буркхардом Ремпе из
Нюрнберг. Выставочную программу вела Татьяна Тумасян, директор харьковской
муниципальной художественной галереи. Вернисажи Ассамблей прошли в оперном
театре, галерее и художественном салоне "Вернисаж", Доме художника, Музыкально-театральной
библиотеке имени Станиславского. Торжественное закрытие фестиваля совпало
с 65-летним юбилеем Харьковского филармонического оркестра
|
|
|
Вновь сотворенная традиция набирала силу. Ассамблеи
1993 года прошли под знаком темы "ШУБЕРТ И УКРАИНСКИЙ РОМАНТИЗМ". В течение
18 фестивальных дней состоялись 33 концерта, собравшие более 10 тысяч
слушателей. научный симпозиум "ШУБЕРТ И ШУБЕРТИАНСТВО". на который съехались
музыковеды из многих стран, мастер-классы выдающихся педагогов, художественные
выставки, вечера поэзии. В концертных программах прозвучали "Пятая месса"
и "Stabat Mater" Шуберта, "Ектения Заупокойная" Станковича, мелодии Шумана,
Шопена, Брамса, камерно-инструментальные и вокальные произведения Лысенко,
Надененко, Шукайло, Птушкина, Пацеры. Среди гостей были Сергей Задворный
- харьковчанин, солист миланской Ла Скала. Буркхард Ремпе, ректор Мейстерзингерконсерватории
из города-побратима Нюрнберга, британский дирижер Кристофер Гейфорд, музыканты
из Австрии, Германии, России, США, Финляндии, Франции, Японии. Украина
была представлена, кроме харьковчан, артистами Киевской и Луганской филармоний.
Но не надо думать, что все шло гладко. Организаторам пришлось преодолеть
и вытерпеть многое, вплоть до раздававшихся в местном депутатском корпусе
требований расследовать их "антиукраинскую деятельность, выражающуюся
в протаскивании немецкой культуры на украинскую землю". Эта, с позволения
сказать, критика, была принята с должным спокойствием и дружно высмеяна
на страницах печати. Депутатская германофобия не помешала проведению в
следующем, 1994 г. очередных Харьковских ассамблей под девизом "Ф.МЕНДЕЛЬСОН-БАРТОЛЬДИ
И ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВО". |
|
|
Через год для нового фестиваля "БАРОККО И XX ВЕК" было найдено имя
- "ХАРЬКОВСКИЕ АССАМБЛЕИ". На открытии Четвертым концертом для скрипки
и оркестра Альфреда Шнитке дирижировал шотландец Дэвид Драммонд. Солировала
известная скрипачка, заслуженная артистка России Татьяна Гринденко,
начинавшая свою музыкальную карьеру в Харькове. В Харькове, городе,
возникшем в эпоху барокко, звучала музыка Вивальди, Перголези, Рамо,
Генделя. Палестрини и современные сочинения - Бриттен. Колодуб, Скорик.
Типпет, Шостакович и мн. др. Гостями фестиваля были в том году польский
контратенор Мартин Борнус-Щетиньски, немецкий дуэт Ингеборг Шмидт-Ноль
(ф-но) и Оливер Колбентсон (скрипка), российский камерный оркестр "Академия
старинной музыки", македонский композитор Властимир Николовски. литовский
камерный хор "Полифония". Концерты классики на Ассамблеях сопровождались
серией концертов музыкального авангарда, организованной культурным центром
"Новая сцена", художественными выставками и теоретическим семинаром.
В рамках "взрослого" фестиваля прошел международный детский музыкальный
фестиваль "Музыка - наш общий дом".
Средства на проведение дали не только горисполком и облгосадминистраиия,
но и десятки благотворительных фондов и частных фирм. |
|
|
Начало было положено в сентябре памятного 1991 года фестивалем "МОЦАРТ
И УКРАИНСКАЯ КУЛЬТУРА". приуроченным к объявленному ЮНЕСКО "Году Моцарта".
15 дней в концертных залах Харькова звучала музыка Моцарта и его великих
современников, наших земляков - воспитанников Глуховской певческой школы
Максима Березовскою и Дмитрия Бортнянскою. преподавателей музыки Прибавочных
классов Харьковского коллегиума Максима Концевича и Артемия Веделя,
венских классиков - Гайдна, Бетховена, Брукнера. Тогда же наметились
отличительные черты фестиваля, сразу выделившие его из круга рядовых
событий - широкий культурный контекст, высокий профессиональный уровень,
насыщенная и разнообразная программа, представительное международное
участие На фестиваль прибыли художественный руководитель "Моцартеума"
профессор Петер Ланг из Зальцбурга, музыканты из Франции, Германии,
США. России. Литвы. Успех фестиваля у харьковчан превзошел все ожидания
организаторов.
|