|
Оказывается, можно.
Так уж устроены
мы, что мышление наше ориентировано на символы. Среди них
самым древним является огонь. Когда звучит это слово, немногих
оно оставляет равнодушными: в одних будит страх перед
неукротимой стихией, в других - экстаз. Согласно греческому
мифу, огонь знания принес людям Прометей, огонь представлялся
очищающей силой древним парсам и ариям, являясь символом высшего
огня - духовного. И также издавна символичной стала свеча -
маленький хранитель живого огня и света. Свечи мы зажигаем в
честь большого праздника, за ужином с любимыми, в память о дорогом
человеке, ушедшем от нас навсегда. "Сгорел как свеча" говорят
о том, кто прожил напряженную и богатую свершениями жизнь.
Давняя славянская и позже православная традиции также связаны
со свечой: огонь свечи отгонял злых духов, перед иконой должна
была теплиться негасимая лампада. В скрижалях русской истории
мы встречаемся с присловьем во введении к записям князя Симеона
Мудрого: "...и дабы свеча не погасла..." Свеча есть память народная,
знаменующая связь времен и поколений.
"Но если я гореть
не буду, но если ты гореть не будешь, но если он гореть не будет
-- то кто тогда согреет мир?" Так спрашивает нас турецкий поэт
Назым Хикмет. А теперь познакомьтесь с харьковским скульптором
Леонидом Куцевичем. Посмотрите на его подсвечники: хотя в них
не вставлены зажженные свечи, но разве в этом есть необходимость?
Ведь когда смотришь на них, все и так понятно - они спрашивают
нас о том же: "Но если ты гореть не будешь..."
|
| |
|
|
|
|
Отзывы и предложения просьба направлять
вебмастеру.
|
| | |
|
Скульптор мастерски передает в своих
подсвечниках пламя боли и гнева души своей, свет радости и любви,
свет благодарной памяти о великих земляках наших. Каждый подсвечник
имеет не только поэтическое название и посвящение, но и
сопровождается стихами и высказываниями, которые навеяли идею их
создания.
Взгляните, например, на его
подсвечник "Нельзя": какой лаконизм в передаче давящего ощущения
нелепых запретов, сопровождавших нас в недавнем авторитарном
прошлом! (Да и прошлое ли это?).
А вот подсвечник "Звоны
Чернобыля", в котором воплощены и предостережение - деталь
подсвечника, напоминающая атомный "гриб"- , и глубокая печаль,
которую будит звон колокольчиков, и свет памяти и надежды, в виде
креста, венчающего композицию. Обо многом думаешь, глядя на него...
У каждого художника есть
кумир, который его вдохновляет. Кумиром Куцевича является Владимир
Высоцкий. Не случайно многие работы скульптора посвящены
произведениям любимого поэта. Леонид мечтает о выставке своих
работ в Москве, именно в музее
Высоцкого...
Итак, смотрите работы Леонида Куцевича
в разделах Галерея 1 и Галерея 2.
|
| |
|
|
|
|
|
Леонид родился в
деревне, не получил высокого образования, но тонкость
души его и глубокая религиозность, впитанная еще в
раннем детстве, одухотворяют его произведения. Не
случайно еще один образный строй в его творчестве
составляют кресты, также с посвящениями, а излюбленным
дополнительным символом служит колокол. На вопрос о его
биографии он обычно отсылает к любимому
стихотворению: |
|
|
|
| | |
|
|
|
|
|
У нас в деревне не
было балета. |
|
|
У нас в деревне сено,
мухи, грязь, |
|
|
Кейфуют свиньи, в лужах
развалясь. |
|
|
Я только в двадцать
лет увидел сцену. |
|
|
Я не простак, себе
я знаю цену: |
|
|
Через завалы дряни
и халтуры |
|
|
Я сам, наощупь двигался
к культуре, |
|
|
Чтобы потом сомнительный
журнальчик |
|
|
Мои стихи футболил,
словно мячик - |
|
|
Мол, рифма есть, намеренья
благие, |
|
|
Откуда, дескать, образы
такие? |
|
|
Они оттуда, где с зарей
заря |
|
|
Встречаются на скулах
плугаря, |
|
|
Они оттуда. где в крови
подмышки, |
|
|
Где получают трудодни
и шишки, |
|
|
Где воздух от навоза
густ, как клейстер... |
|
|
Ты извини, мой добрый
балетмейстер, |
|
|
За детство без кулис
и без просвета. |
|
|
У нас в деревне не
было балета. |
|
|
В.
Нестеровский |
|
|
|
| |
|
Леонид Куцевич работает токарем на харьковском заводе
"Потенциал". Это тот не часто встречающийся случай, когда Мастер
возвышает свое ремесло до уровня искусства. Экперты-искусствоведы
отмечают уникальность его произведений, так как впервые в скульптуре
применены слесарное и токарное дело. Леонид накопил немалый и
невеселый жизненный опыт на пути к Союзу художников. Однако этот
опыт переплавляется в глубокие раздумья о жизни и о людях, об
отечестве и о том, что выше любви к отечеству, - о любви к
истине.
Поистине счастлив тот творец,
которому удается выразить всю глубину мироощущения, всю душу свою в
высокой и чистой символике.
А душу можно ль рассказать?
Оказывается, можно. |
| |