А душу можно ль  рассказать?

     (М.Ю. Лермонтов)                                   Галерея 1    Галерея 2.


Оказывается, можно.

Так уж устроены мы, что мышление наше ориентировано на символы. Среди них    самым древним является огонь. Когда звучит это слово, немногих оно оставляет   равнодушными: в одних будит страх перед неукротимой стихией, в других - экстаз. Согласно  греческому мифу, огонь знания принес людям Прометей, огонь представлялся очищающей силой древним парсам и ариям, являясь символом высшего огня - духовного. И также издавна символичной стала свеча - маленький хранитель живого огня и света. Свечи мы зажигаем в честь большого праздника, за ужином с любимыми, в память о дорогом человеке, ушедшем от нас навсегда. "Сгорел как свеча" говорят о том, кто прожил напряженную и богатую свершениями жизнь.  Давняя славянская и позже православная традиции также связаны со свечой: огонь свечи отгонял злых духов, перед иконой должна была теплиться негасимая лампада. В скрижалях русской истории мы встречаемся с присловьем во введении к записям князя Симеона Мудрого: "...и дабы свеча не погасла..." Свеча есть память народная, знаменующая связь времен и поколений.

"Но если я гореть не буду, но если ты гореть не будешь, но если он гореть не будет -- то кто тогда согреет мир?" Так спрашивает нас турецкий поэт Назым Хикмет.  А теперь познакомьтесь с харьковским скульптором Леонидом Куцевичем. Посмотрите на его подсвечники: хотя в них не вставлены зажженные свечи, но разве в этом есть необходимость? Ведь когда смотришь на них, все и так понятно - они спрашивают нас о том же: "Но если ты гореть не будешь..."


Скульптор Л.Ф.Куцевич
 

Отзывы и предложения просьба направлять вебмастеру.

 
 
Скульптор мастерски передает в своих подсвечниках пламя боли и гнева души своей, свет радости и любви, свет благодарной памяти о великих земляках наших. Каждый подсвечник имеет не только поэтическое название и посвящение, но и сопровождается стихами и высказываниями, которые навеяли идею их создания.

Взгляните, например, на его подсвечник "Нельзя": какой лаконизм в передаче давящего ощущения нелепых запретов, сопровождавших нас в недавнем авторитарном прошлом! (Да и прошлое ли это?).

А вот подсвечник "Звоны Чернобыля",  в котором воплощены и предостережение - деталь подсвечника, напоминающая атомный "гриб"- , и глубокая печаль, которую будит звон колокольчиков, и свет памяти и надежды, в виде креста, венчающего композицию. Обо многом думаешь, глядя на него...   

У каждого художника есть кумир, который его вдохновляет. Кумиром Куцевича является Владимир Высоцкий. Не случайно многие работы скульптора посвящены произведениям любимого поэта.  Леонид мечтает о выставке своих работ в Москве,  именно в музее Высоцкого...

Итак, смотрите работы Леонида Куцевича в разделах Галерея 1 и Галерея 2.

 
 
     
  Леонид родился в деревне, не получил высокого образования, но тонкость души его и глубокая религиозность, впитанная еще в раннем детстве, одухотворяют его произведения. Не случайно еще один образный строй в его творчестве составляют кресты, также с посвящениями, а излюбленным дополнительным символом служит колокол. На вопрос о его биографии он обычно отсылает  к любимому стихотворению:  
     
 

 

 
У нас в деревне не было балета.
У   нас в деревне сено, мухи, грязь,
Кейфуют свиньи, в лужах развалясь. 
Я только в двадцать лет увидел сцену.
Я не простак, себе я знаю цену:
Через завалы дряни и халтуры
Я сам, наощупь двигался к культуре,
Чтобы потом сомнительный журнальчик
Мои стихи футболил, словно мячик -
Мол, рифма есть, намеренья благие,
Откуда, дескать, образы такие?
Они оттуда, где с зарей заря
Встречаются на скулах плугаря,
Они оттуда. где в крови подмышки,
Где получают трудодни и шишки,
Где воздух от навоза густ, как клейстер...
Ты извини, мой добрый балетмейстер,
За детство без кулис и без просвета.
У нас в деревне не было балета.

В. Нестеровский

     
Леонид Куцевич работает токарем на харьковском заводе "Потенциал". Это тот не часто встречающийся случай, когда Мастер возвышает свое ремесло до уровня искусства. Экперты-искусствоведы отмечают уникальность его произведений, так как впервые в скульптуре применены слесарное и токарное дело. Леонид накопил немалый и невеселый жизненный опыт на пути к Союзу художников. Однако этот опыт переплавляется в глубокие раздумья о жизни и о людях, об отечестве и о том, что выше любви к отечеству, - о любви к истине.

Поистине счастлив тот творец, которому удается выразить всю глубину мироощущения, всю душу свою в высокой и чистой символике.

А душу можно ль рассказать? Оказывается, можно.



Вернуться на домашнюю страницу Добро пожаловать | О Харькове | Город официальный | Промышленность | Бизнес и право
Наука и образование | Культура и искусство | Досуг и туризм | Город и область | Что, Где, Когда | Интернет