К началу XX в. население города вырастает
до 200 тыс. чел., к 1917 г. - 382 тыс. чел. Население было многонациональным.
По пере-писи 1897 г. украинцами назвали себя 25%, русским- 58%, евреи
составляли 5-6%, немцев было 2353 чел., поляков и белорусов - несколько
сотен, французов - 240 чел., англичан - 50, шведов -29, датчан - 5,
были также караимы, греки, армяне, татары. К концу XIX - началу XX вв.
В городе появились храмы различных конфессий: католический костел, лютеранская
кирха, еврейская синагога, кара-имская кенасса, мечеть.
В 1870 г. в Российской империи было введено
"Городовое положение", расширявшее права органов городского самоуправления.
Управлением город-ским хозяйством занимаются с этих пор Городская Управа
и Городская Дума. Появляются должности Городского инженера, пожарного
и санитарного инс-пекторов. В Харьков направляются выпускники Петербургской
Академии ху-дожеств. Подготовкой гражданских инженеров начинает заниматься
и Харьковский Технологический институт. При помощи новых специалистов
на ос-нове геодезической съемки в 1896 г. был разработан проектный план
города, в соответствии с которым намечалось расширение границ города
в северном и юго-восточном направлениях. Предусматривалось расширение
главных улиц до 20 м., благоустройство набережных, строительство новых
мостов. В 1894 - 1907гг. Создается Городской парк, Производится озеленение
и замощение главных улиц, устанавливаются памятники Каразину, Пушкину,
Гоголю. Производились работы по осушению заболоченных и затапливаемых
участков, замоще-но камнем 40% улиц. В 1881 г. проведена первая линия
водопровода, в 1897 г. строится электростанция на ул. Кузнечной, в 1910
появляется канализация
Развивается городской транспорт: в 1882
г. проложены две линии конки общей протяженность 12 км., в 1906 г. появляется
узкоколейный трамвай, в 1910 г. - автобусный маршрут от вокзала до Сумской.
К 1917 г. протяженность трамвайных линий составила 18 км. При том, что
конка сохранялась тоже. В 1912 г. было создано Художественное училище,
в котором работали И.Е. Ре-пин, С. Васильковский. Прекрасное здание
для него в стиле украинского моде-рна было построено по проекту петербургского
архитектора Н.В. Васильева. В 1914 г. по проекту петербургских архитекторов
А.И. Дмитриева и Д.С. Ракитина было построено представительное здание
Главного Управления Юж-ных железных дорог на привокзальной площади.
К этому времени кроме глав-ного вокзала В Харькове были открыты еще
два: Балашовский и Левада.
В конце XIX - начале XX вв. в Харькове
начинается строительство круп-ных зданий: доходных жилых домов, банков,
заводов, мануфактур, торговых предприятий, складов. Для обеспечения
комплексных проектно-строительных работ появляются частные проектные
конторы. В 1893 г. открыта первая специ-ализированная проектная контора
(С.И. Загоскин, И.И. Загоскин, М.И. Лов-цов). С 1858 г. отменяются "образцовые
проекты", архитекторам и заказчикам предоставляется полная свобода в
выборе стиля. Появляются эклектичные зда-ния в стиле псевдоготики, неоклассицизма,
в "русском" кирпичном стиле в но-вом стиле "модерн". В этот период в
Харькове работает множество архитекто-ров - выпускников Петербургской
и Харьковской школ: Б.Г. Михаловский, И.П. Гинш, В.Х. Немкин, К.А. Толкунов,
В.В. Величко, С.И. Загоскин, И.И. Загоскин, М.Г. Диканский, М.И. Ловцов,
Б.Н. Корнеенко, М.Ф. Пискунов, В.Н. Покровский, Б.С. Покровский, А.Н.
Бекетов, А.М. Гинзбург, К.Н. Жуков, В.К. Троценко, А.М. Ржепишевский,
Ю.С. Цауне, З.Ю. Харманский, В.А. Эстрович, В.Г. Кричевский, С.П. Тимошенко,
В.В. Хрусталев, Ф.И. Шустер. Строятся так-же крупные здания по пректам
петербургских зодчих Н.Н. Веревкина, А.И. Дмитриева, Д.С. Ракитина,
И.А. Претро, Ф.И. Лидваля, О.Р. Мунца, А.К. Шпигеля, И.В. Васильева.
После раволюции 1917 г. до 1920 г. строительство
было прервано, насе-ление города уменьшилось с 380 до 285 тыс. 11 -
1 2 декабря 1917 г. I Всеукра-инский Съезд Советов объявил Харьков столицей
Украинской республики Со-ветов. Особняки и наиболее добротные здания
были заняты новыми советскими учреждениями, большие квартира в доходных
домах заселялись покомнатно: в то время появилось понятие "коммунального
жилища". Строились и новые "до-ма - коммуны", поселки "нового быта",
рабочие поселки при заводах, коттеджи для иностранных специалистов.
Для застройки рабочих поселков использова-лись типовые проекты 2-х,
3-х и 4-х этажных секционных домов с различными вариантами блокировки
секций. Дома имели небольшие земельные участки. Такие поселки появились
на Лысой горе ("Красный Октябрь"), на Новой Бава-рии, на ул. Плехановской.
Это новое веяние в архитектуре активно внедряли в жизнь архитекторы
В.К. Троценко, П.З. Крупко, В.И. Богомолов, М.А. Зеленин, И.Г. Таранов
- Белозеров, Б.П. Грицевский, С.В. Григорьев (1923 -1926 гг.). Строились
также ведомственные кооперативные дома ("Дом Специалистов", "Железнодорожник",
"Табачник", "Медик", Красный промышленник", дом писателей "Слово" и
др.). Появляются новые типы зданий и сооружений: рабо-очие клубы, театры,
стадионы. В архитектуре появляется новое направление -конструктивизм,
идут поиски нового архитектурного языка, соответсвующего новому времени
и новому социальному укладу и образу жизни. Краткий период архитектуры
конструктивизма представлен в Харькове, пожалуй, шире, чем в других
крупных городах бывшего СССР: он как нельзя лучше соответствует образу
новой столицы, огромного промышленного города и вершиной этого стиля
стал всемирно известный Госпром, ставший зданием - символом нашего города.
В центральной части города в 1922 - 1932
гг. проводится большая рекон-струкция: расширено здание Дворянского
собрания по проекту арх. А.В. Лине-цкого (здесь разместился ВУЦИК),
построены здания Детского Мира и Товар-ной биржи, Всеукраинского Кооперативного
Союза, произведена надстройка Городского дома, в котором разместился
Горсовет, построен универмаг, соору-жена большая лестница на Университетскую
горку (арх. П.З. Крупко ) и здание Химического факультета университета
(арх. С.М. Кравец ).
В то же время целе-напрвленно разрушались многие храмы. Переименовывались
плошади и улицы в соответствии с новой коммунистической идеологией,
многие исторические названия были утрачены. Ликвидация частной собственности
на землю способ-ствовала проведению грандиозных градостроительных мероприятий:
появи-лись идеи пробивок новых широких улиц, создания площадей и жилых
масси-вов. Работы по созданию нового генерального плана начались в 1925
г. в отделе коммунального хозяйства горисполкома. Затем в 1929 г. при
Горсовете было организовано планировочное бюро, которое возглавил арх.
А.А. Мейн. Но раз-работанный генплан был отклонен по причинам его дезурбанистического
хара-ктера и в 1931 - 1936 гг. был разработан новый генплан институтом
Гипроград (арх. А.М. Касьянов, инж. А.Л. Эйнгорн). Эти планом предусматривался
рост насе-ления города к 1950 г. до 1 млн. 650 тыс. чел.
(Рис.9).
Иститут Гипроград был создан в Харькове
в сентябре 1930 г. Он приме-нил принципиально новый подход к формированию
генеральных планов горо-дов: город стал рассматриваться как сложная,
исторически сложившаяся систе-ма, имеющая свои законы роста и развития.
В течение 10 лет им были разрабо-таны генеральные планы 28-ми городов
Украины, а также г.Ташкента и неско-льких городов Белоруссии, генерального
плана Киева 1934 г. В СССР в 1930-х годах сложились две градостроительных
школы: Московская и Харьковская. Ведущими специалистами Гипрограда были:
П. Алешин, М. Давидович, Д. Бо-горад, И Малоземов, Я. Рутенберг, А.
Эйнгорн, Г. Шелейховский, П. Хаустов. За разработку генерального плана
г. Харькова ( Рис. 9 -нет) А.Л. Эйнгорн был удостоен зва-ния почетного
члена Королевского института британских архи-текторов. Новые принципы
градостроительства предусматривали отделение промышленных зон от жилых,
вынесение крупных производств за пределы центральной зоны города, снижение
плотности населения за счет укрупнения планировочных единиц застройки,
создание системы зеленых массивов как в самом городе, так и в пригородной
зоне, расширение старых и пробивку новых транспортных магистралей и
обводных дорог, позволяющих разгрузить центр города от транспорта, устройство
транспортных многоуровневых развязок, расчистку центра от ветхих строений,
определение и использование резервных территорий для строительства новых
жилых районов. К сожалению по эконо-мическим причинам многие из этих
крупных градостроительных мероприятий не были реализованы или были реализованы
лишь частично.
В мае 1930 г. началось строительство Харьковского
Тракторного завода (ХТЗ) и 1 октября 1931 г. он уже вступил в строй.
В этом же году на базе фа-культетов Харьковского Технологического института
было образовано 23 ВУЗа, в их числе - Харьковский Инженерно-Строительный
Институт (ХИСИ), в котором был открыт архитектурный факультет. С 1931
по 1941 гг. были откры-ты новые предприятия: завод сантехоборудования
("Кондиционер"), завод "Авторучка", образовано 46 научно-исследовательских
институтов, появились новые жилые массивы: поселок ХТЗ, в котором была
воплощена новая градо-строительная концепция "линейного города", комплексы
"Красный Луч" и "Красный Октябрь". К !940-му году количество промышленных
предприятий в Харькове достигло 200, объем продукции вырос по сравнению
с 1913 г. в 12 раз. В городе было 36 ВУЗов (42 тыс.студентов), 41 техникум
(14 тыс. учащих-ся), 138 школ ( 96 тыс. учащихся), 14 театров, 60 клубов,
304 библиотеки, пост-роено 2 млн. кв. м. жилья. С 1932 г. Харьков стал
областным центром.
За годы фашистской оккупации ( 20 окт.
1941 г. - 23 августа 1943 г.) бо-льшинство предприятий, а также 1млн.
600 тыс. кв. м. жилья было разрушено, Выведены из строя водопровод,
канализация и газоснабжение, все виды транс-порта. Нанесенный войной
материальный ущерб оценивался в 33,5 млрд.. руб.
В сентябре 1943 г. был основан проектный
институт Горпроект (Харьковпрое-кт), задачей которого стало восстановление
города. К 1945 г. восстановлено 600 предприятий, водопровод, транспорт.
Население города составило к этому вре-мени 459,3 тыс. чел. В эти годы
открыт Театральный институт, создано книж-ное издательство, построены
Плиточный завод и Завод дорожных машин. Завершен новый генеральный план
развития города.В 1948 г. промышленное производство достигло довоенного
уровня, построено более 700 000 кв. м.. жи-лья, восстановлена железная
дорога. В 1949 г. образован Политехнический ин-ститут (ХПИ). К 1950-му
году население Харькова достигло 718, 2 тыс. чел.
В 1952 г. построен новый вокзал., в 1955
г. в Госпроме открыт телецентр, в 1957 г. открыт Планетарий.
С 1958 г. в СССР принимается новая жилищная
программа: домотроение переводится на индустриальную основу. Создаются
экономически выгодные типовые проекты малогабаритного жилья (позже подучившие
название "хру-щевки") с целью скорейшего обеспечения населения жилплощадью.
Начинает-ся быстрый рост новых жилых массивов : Павлова Поля, Новых
Домов, Селек-ционной станции. Население города к 1962 г. достигает 1
млн. человек. В 1960 - 1967 гг. созданы новые ВУЗы: Зооветеринарный,
Институт Искусств, Инсти-тут Культуры, Институт Радиоэлектроники., Открыт
Харьковский филиал НИИ Технической Эстетики. Утвержден новый Генеральный
план развития города. Планируется строительство Салтовского жилого массива
на базе крупнопане-льных серий типового жилья.
В 1974 г. открыто здание нового цирка
на 2300 мест. 15 июля 1975 г. пущена первая линия Харьковского метрополитена
(10,5 км.. 8 станций), в 1977 г. началось строительство второй линии,
которая была открыта в августе 1984 г. В 1978 г. на Павловом поле открылся
комплекс Художественной и хореогра-фической школ для детей.
23 августа 1981 г. открыт новый телецентр,
в Харькове - 3 программы те-левидения. Продолжается строительство новых
жилых массивов: Салтовского, Роганского, Холодногорского, Алексеевского.
Население города достигает к се-редине 1980-х гг. 1 млн. 440 тыс чел.
Открыт Харьковский филиал проектного института
Укрпроектреставра-ция, которому принадлежит важная роль в рестеврации
и реконструкции памят-ников архитектуры и исторических зданий города.
Динамика роста городской территории за
340 лет отражена на рис. 10.
Основные периоды развития города:
- 1654 - 1765 гг. -
от полкового города-крепости до преобразования в губернский город.
- 1765 - 1860-е гг.
- развитие Харькова как административного, торгово-ремесленного
и культурного центра Слободско-Украинской губернии. С 1780 г. Харьков
- главный город Харьковского наместничест-ва.
- Середина XIX в.
- до 1917 г. - Харьков - универсистетский центр и центр активного
развития капиталистических отношений, один из крупнейших в Российской
Империи. Бурное развитие промышленно-сти и торговли. Крупный железнодорожный
узел на путях из Петер-бурга и Москвы в Крым и на Кавказ.
- 1917 - 1934 гг.
Харьков- столица Советской Украины. Период активного градостроительства,
архитектурных конкурсов, стиля конструктивизм.
- 1941 - 1948 гг.
- период войны, оккупации и послевоенного восстановления города.
- 1948 - 1958 гг.
- новый этап роста и разития города.
- 1959 - 1991 гг.
- переход к индустриальному домостроению, активный рост промышленности.
Харьков превращается в один из крупнейших образовательных и научных
центров СССР. Развитие инфраструктуры, появление метрополитена.