Благовещенская
церковь в Краснограде
Была построена в середине XVIII в. Объем двухъярусный с преобладанием
вертикальных членений. Фасад богато декорирован пилястрами, карнизами,
наличниками в стиле украинского барокко. Граненый купол украшен окнами-люкарнами.
План центрический, четырехлепестковый.
Храм Иоанна
Предтечи в с. Ивановка Изюмского района.
Имел оригинальное композиционное решение: центральная часть трехчастного
объема решена в виде двухсветного четверика и увенчана барочным куполом
с башенкой и луковичной главкой. Над входом позднее была нодстроена
квадратная в плане колокольня в классицистических формах. Церковь не
сохранилась. Институтом Укрпроектреставрация разработан проект ее реставрации.
В формах,
переходных от барокко к классицизму была построена Успенская церковь
в с. Двуречная Купянского района.
Это редкий тип церкви с зальным бесстолпным планом криволинейных очертаний.
Восьмерик установлен на подпружных арках и завершен куполом барочной
формы с фонариком и декоративной главкой луковичной формы. Окна обрамлены
декоративными наличниками, ризалиты фасадов украшены фронтонами. Колокольня
была пристроена позднее (в 1875 г.)
Церковь-ротонда в с. Куньем Изюмского района, построенная по проекту
известного петербургского архитектора М. Львова в 1827 г.(не сохранилась).
Это был редко встречающийся тип круглого храма, окруженного дорической
колоннадой. Он отличался гармоничными пропорциями и был одним из ценнейших
памятников стиля классицизм в Харьковской области.
Варваринская
церковь в с. Капитоловка Изюмского района, построенная в 1823 г. в поместье
генерал-капитана П. Котляревского
Имела крестообразный план и была увенчана полусферическим куполом. В
западной части была пристроена колокольня. В подкупольном барабане были
круглые окна.
Успенская
церковь в с. Большая Писаревка Богодуховского района. Построена по проекту
архитектора Ф.И. Данилова в 1876 г. Имеет квадратный план с полукруглой
апсидой, компактный объем, гармоничные пропорции. Входы оформлены ордерными
портиками, в барабане главы и в колокольне применены малые ордера.
Церковь
Архангела Михаила в с. Тарановке Змиевского уезда. Построена в 1816г.
Реконструирована архитектором Ф.И. Даниловым в 1869 г. Первоначально
имела квадратный план и была пятиглавой. В результате реконструкции
приобрела базиликальный план и колокольню над главным входом. Входы
оформлены четырехколонными портиками, купола полусферические.
Покровский
собор в Чугуеве, построенный в 1834 г.по проекту известного архитектора
классицизма В.П. Спасова, автора Троицкого собора в Санкт-Петербурге
Собор входил в ансамбль площади военного поселения в Чугуеве, которая
вся была решена в стиле классицизм. Храм имеет монументальный облик
и гармоничные пропорции. С четырех сторон фасады украшены четырехколонными
портиками дорического ордера. Высокий барабан увенчан полусферическим
куполом. Во второй половине XIX в. к храму была пристроена колокольня,
которая не сохранилась.
Благовещенская
церковь в селе Шаровка Богодуховского района. Была построена в 1838
г.
В стиле позднего классицизма. Имеет крупный масштаб. Фасады оформлены
метрическими рядами пилястров без выделениявходов портиками. В кубическом
подкупольном объеме - четыре больших Полукруглых окна. Над входом надстроена
колокольня, увенчанная круглой башенкой со шпилем.
Преображенская
церковь в Великом Бурлуке в имении Задонской. Построена в стиле позднего
классицизма в 1839 г. До настоящего времени не сохранилась. Фасад церкви
был окружен огромной галереей с дорической колоннадой, которая связывала
церковь с колокольней.
Формы "русско-византийского" стиля становятся популярными со 2- й половины
XIX в. Первым сооружением в этом стиле стал храм Христа Спасителя в
Москве, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 г. Автором
проекта этого храма был известный архитектор Константин Тон - брат Харьковского
губернского архитектора Андрея Тона. Константин Тон создавал "образцовые"
проекты церквей, которые распространялись по всей империи. Этот стиль
был призван поднять патриотический дух россиян, возродить традиции древне-русской
православной архитектуры. Живописный и пластичный декор русских храмов
XVII в. использовал петербургский архитектор А.М. Горностаев. Этот вариант
стиля стал более популярен в провинции. Большинство сохранившихся церквей
в Харькове и Харьковской области было построено именно в этом стиле.
Петропавловская
церковь в с. Белополье (1886 г.) и церковь Архистратига Михаила в Краснокутске
(1884 г.) построены по проектам епархиального архитектора Ф.И. Данилова.
Основной пятиглавый объем не доминирует в композиции, а соподчинен колокольне,
увенчанной шатровым покрытием. Покрытия куполов - луковицеобразные
Церковь
св. Николая в Купянске, построенная по проекту архитектора Ф.И. Данилова
в 1852 г. Представляет собой зальный объем с полукруглой апсидой и колокольней
над входом, увенчанной шатром.
Композиция храма проста и логична, декор сосредоточен в верхней части.
Купол имеет луковицеобразную ребристую форму.
Один из
вариантов церкви с пятикупольным кубическим объемом и колокольней над
входом представляет собой церковь в слободе Николаевка Волчанского уезда,
построенная по проекту архитектора Ф.И. Данилова
Про ект
церкви в слободе Дергачи
разработанный Ф.И. Даниловым в 1876 г., явился базовым для разработки
множества вариантов проектов церквей для Харьковской губернии.
Эле менты
стиля Ренессанс были применены в архитектуре церкви для слободы Варваровка
Волчанского уезда, построенной в 1901 г. по проекту епархиального архитектора
В.Х. Немкина
Стиль модерн стал популярен в начале XX в. В этом стиле было построено
очень мало храмов в связи с I-й Мировой войной и революционными событиями
в России.
Архитектор
В.Н. Покровский построил в стиле модерн церковь в с. Студенке Изюмского
района в 1900 г.
План - традиционный для конца XIX в. в форме латинского креста с полукруглой
апсидой и колокольней над входом. Конек крутой изогнутой крыши с круглыми
окнами-люкарнами оформлен декоративной решеткой. В куполах и наличниках
окон, а также в навесе над входом использованы формы русской архитектуры.
В подвальном этаже был устроен теплый храм.
Шедевром
архитектуры стиля модерн является Спасская церковь, построенная в имении
Натальевка (с.Владимировка Богодуховского района) в 1913 г. по проекту
известного московского архитектора академика А.В. Щусева (автора проекта
мавзолея В.И. Ленина). Церковь построена из кирпича и облицована белым
камнем с резными декоративными рельефами работы известного русского
скульптора С.П Коненкова и скульптора А.Т. Матвеева, расписана фресками
работы художника А.И. Савинова. В архитектуре церкви были использованы
мотивы псковского храмового зодчества. В конструкции декоративной луковичной
главы использован железобетон.