История и архитектура
Существующие и утраченные памятники архитектуры Харьковской области
Из истории Харьковской области
           Харьковская область образована 27 февраля 1932 г. Ее площадь составляет 31,4 тыс. км., население - 2940,7 тыс. чел. (на 1.01.2002 г.). Исторически область принадлежит к региону Слобожанщины (Слободской Украины), который возник во 2-й половине XVII - 1-й половине XVIII вв. - в период заселения "Дикого поля" (степей, опустошенных после татаро-монгольского нашествия). На севере она граничит с Белгородской областью Российской федерации, на востоке - с Луганской, на юго-востоке - с Донецкой, на юго-западе - с Днепропетровской, на западе - с Полтавской и Сумской областями. Территория Харьковской области характеризуется компактностью, равнинным рельефом. Магистральные железные и шоссейные дороги удобно связывают ее с Донбассом, Крымом, Кавказом, портами Черного, Азовского, Балтийского морей и крупными городами Украины. В состав Харьковской области входят Волчанский, Змиевской, Богодуховский, Дергачевский, Изюмский, Золочевский, Лозовской, Близнюковский, Барвенковский, Великобурлукский, Боровской, Двуречанский, Кегичевский, Чугуевский, Шевченковский, Зачепиловский, Валковский, Нововодолажский. Первомайский, Харьковский, Сахновщинский, Балаклеевский районы.
           Территория Харьковской области была населена людьми еще в период палеолита и неолита. В области известно более 9000 памятников археологии. Памятники верхнего палеолита (40 - 10 тыс. лет назад) выявлены в Балаклеевском районе (села Синигино, Сухая Каменка, Щуровка), в Богодуховском ройоне. Стоянки эпохи мезолита (VIII - VI т.л. до н.э.) обнаружены в Изюме и в ряде сел. Более ста неолитических стоянок (V - IV т.л. до н.э.) обнаружены в с. Волобуевка Балаклеевского района, Васищево Харьковского района, в г. Волчанске, с. Вишневый сад Купянского района и др. Около 300 памятников эпохи бронзы (XIX - IX вв. до н.э.) имеется в Изюмской и Харьковском районах (Донецкое городище), в пос. Васищево, Пески-Редьковское Боровского района. Памятники скифской культуры VII - II вв. до н.э.- городища с деревянными стенами. Рвом и валом около пос. Люботин, у с. Караван, Циркуны Харьковского района, с. Гомольша Змиевского района. Их размер около 12 - 15 га. Обнаружены также курганные скифские погребения VI - III вв. до н.э. (Люботин, Караван, Великая Гомольша). Во II в. до н.э появились сарматы. Обнаружено более 100 памятников Черняховской культуры (II - V вв. до н.э.) - с. Пересечное, п.г.т. Новопокровка.Чугуевского района. Поселения располагались на возвышенностях у рек и озер, на солнечных склонах. Жилища - землянки и полуземлянки с печами и очагами. В могилах обнаружены предметы быта, орудия труда, посуда, изготовленная на гончарном круге, украшения. Памятники Салтовской культуры народов Хазарского каганата (VIII - X вв.) обнаружены у с. Верхний Салтов Волчанского района (более 300 погребений, городище около 120 га с крепостью и посадом. Славянские поселения XI - XIII вв. обнаружены в Харьковском, Балаклеевском, Богодуховском, Краснокутском районах.
Градостроительство Слобожанщины
           В XIIв. На реке Уды существовало славянское городище Донец, которое упоминается в летописях. Здесь останавливался новгород- северский князь Игорь Святославич после половецкого пленения. Городище имеет несколько культурных слоев. 1-й слой относится к Бондарихинской культуре эпохи бронзы XI - IX вв. до н.э.. 2-й - к скифской культуре VI - V вв. до н.э., 3-й - к роменской культуре VIII - X вв., 4-й - к древнерусской культуре X - XIII вв. Оборонные стены из соединенных друг с другом деревянных клетей имели в плане форму близкую к овалу, над въездными воротами была деревянная башня. Мост, перекинутый через ров глубиной 11 м., связывал городище с посадом. В XIII в. Донец был разрушен татаро-монголами. Донецкое городище является памятником республиканского значения.
           С конца X в. значительная часть территории области входила в состав древнерусского государства. Славянские поселения существовали здесь до XIII в. После нашествия татар они были уничтожены и образовалось "Дикое поле", из которого кочевники совершали набеги на русские и украинские земли. В XVI в. Московское государство проводит политику заселения "Дикого поля", организует сторожевую службу для защиты от набегов. Создаются первые поселения - "слободы". Их население - московские стрельцы, украинские казаки, крестьяне, бежавшие от гнета Речи Посполитой. От этих слобод и пошло название "Слободская Украина".
           В 1600 г. на территории Слободской Украины появляется первый город - Цареборисов (ныне - Красный Оскол). Наиболее активное заселение территории происходило в период национально- освободительной войны 1648-1654 гг. В 1638 г. казаками во главе с Яковом Острянином основан г. Чугуев. В 1-й половинеXVII в. основаны Змиев, Богодухов, Краснокутск, Валки, Волчанск, Изюм, Купянск. Московское государство предоставляет переселенцам льготы для хозяйственного освоения новых земель. К концу XVII в. население Слобожанщины составило 2-х млн. человек. Около 1654 г. был основан г. Харьков. Во 2-й половине XVII в. основаны Люботин, Липцы, Змиев, Борки, Безлюдовка, Рубежное и др. Наряду с украинскими образовывались и русские поселения: Русская Лозовая, Русские Тишки, Мохнач, Можеский острог (Валки). В 80-х гг. XVII в. образуется "Изюмская черта" - ряд укрепленных поселений для защиты от турок и татар.
           Основным строительным материалом было дерево. Одновременно с городами строились храмы. Первые из них - церкви Троицы, Бориса и Глеба в Цареборисове (ок. 1600 г.). Одновременно существовали два типа храмов: храмы "московского типа" и западноукраинского типа - трехчастные (трехкупольные и однокупольные), пятичастные (пятикупольные), девятичастные (девятиикупольные). Они состояли из соответствующего количества срубов. Наиболее распространенными были трехчастные (трехбанные), состоящие из алтарной части, нефа и притвора (бабинца), поставленных в ряд, по одной оси.
           Колокольни были отдельностоящие, завершающиеся шатром или куполом.

Основные районные центры Харьковской области:

Балаклея - центр Балаклеевского района, расположенный на реке Северский Донец. Население - более 20000 жителей. Основана русскими переселенцами-казаками во 2-й половине XVI в. под названием слобода Ново-Серпухов. В 1663 г. по распоряжению русского правительства была построена крепость для обороны от крымских татар и ногайцев. В 1891 г. слобода была переименована в Балаклею. С августа 1938 г. Балаклея стала городом.

Богодухов - город на реке Мерле бассейна Днепра с населением около 20000 жителей. Известен с с конца XVI в. как укрепленный пункт Российской империи под названием Дьяков Острог. В середине XVII в. была построена пограничная крепость Богодухов для обороны Слободской Украины от набегов крымских татар и ногайцев. В XVIII в. Богодухов стал сотенным городом Ахтырского полка. С конца XVIII в. до 1917 г. он был уездным городом Харьковской губернии. Здесь родился народный художник Украины М.Г. Дерегус.

Валки - город на реке Мжа (бассейн Дона), известный с 1645 г. как Можайский острог - крепость для обороны южных границ Российской империи. С 1780 г. - центр Валковского уезда Харьковской губернии. В Валках родился писатель П.Й. Панч, с 1885 по 1886 г. здесь проходил военную службу известный украинкий поэт П.А. Грабовский.

Волчанск - районный центр Харьковской области на р. Волчьей (бассейн Дона) Основан в 1674 г. украинскими казаками как слобода Волчьи Воды. В Волчанском районе обнаружены археологические памятники Салтовской культуры VIII - X вв., связанной с разноплеменными поселениями Хазарского каганата (булгары, аланы и др.). Обнаружены могильники со сводчатыми подземными камерами, остатки города (около 120 га) с каменной крепостью и посадом с земляными укреплениями. Найдены остатки полуземлянок и каменных жилых домов, мастерских, юртообразных сооружений, гончарные печи, серпы, косы, оружие, конская збруя, глиняная посуда, греческие амфоры и арабские монеты.
В селе Бакшеевка Волчанского района родился писатель К.А. Тренев, в селе Радянском - народная артистка СССР и Украины оперная певица Е.С. Мирошниченко.

Змиев - город, расположенный при впадении реки Мжи в Северский Донец. Первое упоминание о нем относится к XII в. (здесь были "змиевые валы" - сооружения для обороны южных пределов древнерусского государства домонгольского периода). В XVII в. здесь было поселение казачьей сотни, принимавшей участие в Дзиковском восстании 1670 г., в Булавинском восстании 1707 - 1709 гг.

Изюм - город на реке Северский Донец с населением ок. 60000 чел. Возник во 2-й половине XVII в. В 1681 г. казаки Харьковского полка построили здесь крепость. В 1685 - 1765 гг. - центр Изюмского полка, который принимал участие
в Булавинском восстании 1707 - 1709 гг. яв 1854 г. в Изюме родился известный украинский художник-пейзажист С.И. Васильковский, окончивший Петербургскую Академию художеств. Его картины находятся в Третьяковской галерее в Москве, в музеях Киева, Харькова, Сум, Одессы и др.

Красноград (до 1922 г. - Константиноград). В 1731 г. здесь была построена Белевская крепость, входившая в Украинскую линию. В этой крепости размещалось управление линией. После ликвидации Запорожской сечи в 1775 г. крепость была резиденцией губернатора Азовской губернии (1776-1778 гг.) В 1784 г. крепость была переименована в город Константиноград, который с 1802 г. стал уездным городом Полтавской губернии. В 1922 г. он был переименован в Красноград. Сохранились остатки валов Белевской крепости.

Краснокутск расположен на реке Мерле (приток Ворсклы). Население ок. 10000. Основан в 1652 г. под названием Красный Кут казаками Корсунского полка. Со 2-й половины XVII в. был крепостью, защищавшей южные границы Русского государства от набегов крымских и ногайских татар, сотенным городом Краснокутской сотни Ахтырского полка, казаки принимали участие в походах 1687, 1689 гг. против крымских татар, в Азовских походах 1695 - 1696 гг., в Северной войне 1700 - 1721 гг. В 1709 г. город был разрушен шведами и население его - уничтожено. После ликвидации казачьих полков в 1765 - 1780 гг. вошел в состав Ахтырской провинции Слободской Украинской губернии, стал центром Краснокутского уезда. С 1835 г. вошел в состав Харьковской губернии. С 1923 г. центр Красноградского района.

Купянск - расположен на реке Оскол (приток Северского Донца). Численность населения - около 30000 чел. Основан в середине XVII в. С 1685 г. - сотенный город Изюмского полка, с 1780 г. - уездный город Воронежского наместничества, позднее - Харьковской губернии. С 70-х - 80-х гг. XIX в. - железнодорожный узел, большой промышленный центр.

Новая Водолага - расположена на реке Водолажке (бассейн Северского Донца) на автомагистрали Москва-Симферополь. Население около 15000. Основана в 1675 г. крестьянами и казаками Харьковского полка на Мурафском шляхе. В конце XVII - начале XVIII вв. была крепостью для защиты от турецко-татарской агрессии. Опустошалась крымскими татарами (1689, 1693, 1711 гг.). До 1765 г. входила в состав Харьковского полка, в 1765 - 1780 гг. относилась к Азовской губернии. С 1780 г. входила в Харьковское наместничество, с 1797 г. относилась к Валковскому уезду Слободской Украинской губернии. С 1835 г. вошла в состав Харьковской губернии. Казаки Новой Водолаги в составе русских войск принимали участие в Крымских походах 1687 г. и 1689 г., Азовских походах 1695 - 1696 гг. , в Южной войне 1700 - 1721 гг., русско-турецкой войне 1756 - 1763 гг. С 1923 г. - центр района Харьковской области.

Монастыри Слобожанщины:

           В XVIII в. на территории Слободской Украины насчитывалось 18 монастырей, после екатерининского упразднения их осталось 6. Ансамбли монастырей, как правило размещались в наиболее живописных природных ландшафтах.
           Ведущее место среди монастырских комплексов занимает Святогорский Успенский монастырь, который находится на правом берегу реки Северский Донец южнее г. Изюма в районе природных меловых скал Высота рельефа здесь составляет 150 м. Живописный вид монастыря раскрывается в северном направлении и имеет множество точек восприятия в пространстве ландшафта. Монастырь впервые упоминается в 1526 г. в книге германского посла при московском дворе. Его прототипом послужила Киево-печерская Лавра: он удачно вписывается в сложный гористый ландшафт. Постройки имеют пирамидальные завершения, вертикальные объемы сочетаются с горизонтальными. В XVII в. здесь был пещерный Николаевский храм в стиле украинского барокко, который обрушился. На его месте в конце XVII в. была построена Николаевская церковь, в состав которой входят сохранившиеся от пещерного храма монолитная алтарная часть и восточная глава Храм имеет трехчастный план, завершающийся тремя восьмериками. Западная часть построена из дерева. Храм имеет гармоничные пропорции, фасады решены в стиле барокко.
           Главный храм комплекса - храм Успения Богородицы - был построен в 1698 г. Новый пятиглавый Успенский собор на его месте был построен в 1859 - 1868 гг. по проекту петербургского академика архитектуры А.М. Горностаева в эклектичных формах в элементами русского зодчества XVII в. Он имеет квадратный план с термя апсидами. Главы увенчаны шатровыми покрытиями. Высота собора - 53 метра.
           Покровская надвратная церковь со звонницей была построена в 1851 г. по проекту Харьковского губернского архитектора А.А. Тона в эклектичных русско-византийских формах. Объем церкви совмещен с колокольней, на которой были установлены часы.
           Над меловой скалой на вершине горы Фавор в 1860 г. была построены деревянная Преображенская церковь с элементами украинского народного деревянного зодчества. Эта церковь не сохранилась. В настоящее территория Святогорского монастыря относится к Луганской области. Монастырь стал действующим и в нем проводятся реставрационные работы.

           Куряжский монастырь был основан в 1663 г. харьковским полковником Г.И. Донцом на пути от Харькова к Полтаве и Киеву в месте, где бьют природные ключи. Монастырь расположен в живописной местности, был окружен садами и дубовыми лесами.
           Храм Преображения Господня - главный собор монастыря - был вначале деревянным, затем дважды перестраивался (в 1762 и в 1882 г.). Был пятиглавым, затем - трехглавым. В 1930 г. был превращен в хозяйственный склад и главы были снесены.
           Храм великомученика Георгия был деревянным до 1687 г., каменным стал в 1709 г. Представял по типу однонефную базилику в стиле украинского барокко с перекрытой конхой алтарной частью, увенчанной одной главой. Здесь была трапезная. В 1904 г. храм был реконструирован. Сохранились остатки основного объема.
          Над природным источником в XVII в. был построен деревянный храм преподобного Онуфрия. На его месте в 1753 г. была сооружена каменная церковь в стиле украинского барокко. Родник выходит из-под престола церкви и наполняет колодец под амвоном.
           Трехъярусная колокольня и белокаменная ограда были построены в середине XIX в.

           Хорошевский Вознесенский девичий монастырь упоминается с 1571 г. Он был построен на холме, на месте древнего городища на р. Уды. С трех сторон он окружен оврагами и холмами, расположен в одном из живописнейших мест Слободской Украины.
           В 1654 - 1665 гг. были построены деревянные церкви Вознесения Господня и Архистратига Михаила, монастырские кельи. В 1744 г. случился пожар, и все постройки сгорели. Новая каменная церковь Вознесения была заложена в 1754 г. и освящена в 1759 г. Она построена в стиле украинского барокко, имеет традиционный для Украины трехчастный план, высокие главы на восьмериках. В 1837 г. церковь была расширена и стала пятиглавой.
           В 1785 г. была построена каменная церковь Архистратига Михаила в виде прямоугольной базилики с одной главой в восточной части и с колокольней над входом.
           В 1839 - 1841 гг. были построены каменная ограда с надвратной церковью, каменные кельи и дом игуменьи в русско-византийском стиле по проекту архитектора А.А. Тона.

           Спасов скит Святогорского монастыря был основан в 1889 г. архимандритом Германом близ с. Борки на месте "чудесного спасения" царской семьи при крушении поезда. Этот комплекс не сохранился. Автор проекта - московский академик архитектуры Р.Р. Марфельд. В комплекс входили храм, пещерная часовня на откосе железнодорожного полотна и парк регулярного плана.
           Храм Христа Спасителя был освящен в 1896 г. Он построен в эклектичных русско-византийских формах, его высота 40 м. Храм имел декоративный шлемовидный купол, был богато пластически декорирован, оформлен мозаиками, опоясан обходной галереей. Над входом была звонница, увенчанная шатром. Шатровое покрытие и мозаики на стенах имела также и пещерная часовня Росписи были выполнены известными московскими художниками, в том числе Маковским. Предполагается реставрация храма, но его чрезвычайно сложные формы и богатая отделка потребуют огромных затрат и привлечения высококвалифицированных строителей-реставраторов.
Наиболее известные храмы Харьковской области

Стиль украинское барокко

           Спасо-Преображенский собор в Изюме. Построен в 1681 г. Имеет крестообразный план, увенчан пятью главами. Является старейшим из сохранившихся памятников архитектуры области с уникальной объемно-пространственной композицией, целостным внутренним пространством. В прошлом, возможно, имел снаружи крытую деревянную галерею.
           Благовещенская церковь в Краснограде Была построена в середине XVIII в. Объем двухъярусный с преобладанием вертикальных членений. Фасад богато декорирован пилястрами, карнизами, наличниками в стиле украинского барокко. Граненый купол украшен окнами-люкарнами. План центрический, четырехлепестковый.
           Храм Иоанна Предтечи в с. Ивановка Изюмского района. Имел оригинальное композиционное решение: центральная часть трехчастного объема решена в виде двухсветного четверика и увенчана барочным куполом с башенкой и луковичной главкой. Над входом позднее была нодстроена квадратная в плане колокольня в классицистических формах. Церковь не сохранилась. Институтом Укрпроектреставрация разработан проект ее реставрации.
           В формах, переходных от барокко к классицизму была построена Успенская церковь в с. Двуречная Купянского района. Это редкий тип церкви с зальным бесстолпным планом криволинейных очертаний. Восьмерик установлен на подпружных арках и завершен куполом барочной формы с фонариком и декоративной главкой луковичной формы. Окна обрамлены декоративными наличниками, ризалиты фасадов украшены фронтонами. Колокольня была пристроена позднее (в 1875 г.)

Стиль классицизм

           Церковь-ротонда в с. Куньем Изюмского района, построенная по проекту известного петербургского архитектора М. Львова в 1827 г.(не сохранилась). Это был редко встречающийся тип круглого храма, окруженного дорической колоннадой. Он отличался гармоничными пропорциями и был одним из ценнейших памятников стиля классицизм в Харьковской области.
           Варваринская церковь в с. Капитоловка Изюмского района, построенная в 1823 г. в поместье генерал-капитана П. Котляревского Имела крестообразный план и была увенчана полусферическим куполом. В западной части была пристроена колокольня. В подкупольном барабане были круглые окна.
           Успенская церковь в с. Большая Писаревка Богодуховского района. Построена по проекту архитектора Ф.И. Данилова в 1876 г. Имеет квадратный план с полукруглой апсидой, компактный объем, гармоничные пропорции. Входы оформлены ордерными портиками, в барабане главы и в колокольне применены малые ордера.
           Церковь Архангела Михаила в с. Тарановке Змиевского уезда. Построена в 1816г. Реконструирована архитектором Ф.И. Даниловым в 1869 г. Первоначально имела квадратный план и была пятиглавой. В результате реконструкции приобрела базиликальный план и колокольню над главным входом. Входы оформлены четырехколонными портиками, купола полусферические.
           Покровский собор в Чугуеве, построенный в 1834 г.по проекту известного архитектора классицизма В.П. Спасова, автора Троицкого собора в Санкт-Петербурге Собор входил в ансамбль площади военного поселения в Чугуеве, которая вся была решена в стиле классицизм. Храм имеет монументальный облик и гармоничные пропорции. С четырех сторон фасады украшены четырехколонными портиками дорического ордера. Высокий барабан увенчан полусферическим куполом. Во второй половине XIX в. к храму была пристроена колокольня, которая не сохранилась.
           Благовещенская церковь в селе Шаровка Богодуховского района. Была построена в 1838 г.
В стиле позднего классицизма. Имеет крупный масштаб. Фасады оформлены метрическими рядами пилястров без выделениявходов портиками. В кубическом подкупольном объеме - четыре больших Полукруглых окна. Над входом надстроена колокольня, увенчанная круглой башенкой со шпилем.
           Преображенская церковь в Великом Бурлуке в имении Задонской. Построена в стиле позднего классицизма в 1839 г. До настоящего времени не сохранилась. Фасад церкви был окружен огромной галереей с дорической колоннадой, которая связывала церковь с колокольней.

Эклектика "русско-византийского" стиля

           Формы "русско-византийского" стиля становятся популярными со 2- й половины XIX в. Первым сооружением в этом стиле стал храм Христа Спасителя в Москве, посвященный победе России в Отечественной войне 1812 г. Автором проекта этого храма был известный архитектор Константин Тон - брат Харьковского губернского архитектора Андрея Тона. Константин Тон создавал "образцовые" проекты церквей, которые распространялись по всей империи. Этот стиль был призван поднять патриотический дух россиян, возродить традиции древне-русской православной архитектуры. Живописный и пластичный декор русских храмов XVII в. использовал петербургский архитектор А.М. Горностаев. Этот вариант стиля стал более популярен в провинции. Большинство сохранившихся церквей в Харькове и Харьковской области было построено именно в этом стиле.
           Петропавловская церковь в с. Белополье (1886 г.) и церковь Архистратига Михаила в Краснокутске (1884 г.) построены по проектам епархиального архитектора Ф.И. Данилова. Основной пятиглавый объем не доминирует в композиции, а соподчинен колокольне, увенчанной шатровым покрытием. Покрытия куполов - луковицеобразные
           Церковь св. Николая в Купянске, построенная по проекту архитектора Ф.И. Данилова в 1852 г. Представляет собой зальный объем с полукруглой апсидой и колокольней над входом, увенчанной шатром. Композиция храма проста и логична, декор сосредоточен в верхней части. Купол имеет луковицеобразную ребристую форму.
           Один из вариантов церкви с пятикупольным кубическим объемом и колокольней над входом представляет собой церковь в слободе Николаевка Волчанского уезда, построенная по проекту архитектора Ф.И. Данилова
          Про ект церкви в слободе Дергачи разработанный Ф.И. Даниловым в 1876 г., явился базовым для разработки множества вариантов проектов церквей для Харьковской губернии.
          Эле менты стиля Ренессанс были применены в архитектуре церкви для слободы Варваровка Волчанского уезда, построенной в 1901 г. по проекту епархиального архитектора В.Х. Немкина

Стиль модерн

           Стиль модерн стал популярен в начале XX в. В этом стиле было построено очень мало храмов в связи с I-й Мировой войной и революционными событиями в России.
           Архитектор В.Н. Покровский построил в стиле модерн церковь в с. Студенке Изюмского района в 1900 г. План - традиционный для конца XIX в. в форме латинского креста с полукруглой апсидой и колокольней над входом. Конек крутой изогнутой крыши с круглыми окнами-люкарнами оформлен декоративной решеткой. В куполах и наличниках окон, а также в навесе над входом использованы формы русской архитектуры. В подвальном этаже был устроен теплый храм.
           Шедевром архитектуры стиля модерн является Спасская церковь, построенная в имении Натальевка (с.Владимировка Богодуховского района) в 1913 г. по проекту известного московского архитектора академика А.В. Щусева (автора проекта мавзолея В.И. Ленина). Церковь построена из кирпича и облицована белым камнем с резными декоративными рельефами работы известного русского скульптора С.П Коненкова и скульптора А.Т. Матвеева, расписана фресками работы художника А.И. Савинова. В архитектуре церкви были использованы мотивы псковского храмового зодчества. В конструкции декоративной луковичной главы использован железобетон.
(В статье использованы материалы из книги В.А. Кодина и Е.А. Ерошкиной "Храмы Слобожанщины. Формирование архитектурно- художественных и градостроительных традиций", Харьков, РИП "Оригинал", 1998 г.)

Усадьбы

           Пархомовка (б. Богодуховского уезда) - усадьба, основанная полковником Осиповым-Перекрестовым, позже подаренная Екатериной II графу М.Подгоричани. В 1708 г. была построена церковь. Перед революцией имение принадлежало наследникам сахарозаводчика И.И. Харитоненко. Сохранился двухэтажный дворец в стиле флорентийского ренессанса с элементами готики. Ныне здесь расположена картинная галерея - филиал Харьковского художественного музея.

           Лютовка (б. Богодуховского уезда) - бывшее имение графа Н.В. Клейнмихеля, расположенное на пересечении Мурафской и Сумской дорог. В XVIIIв. Лютовка принадлежала знатной фамилии Хорватов. От старой усадьбы сохранились в XIX в. хозяйственные постройки, флигель, мавзолей в дорическом стиле (в саду), церковь, построенная в 1765 г. В 1809 г. имение было куплено капитаншей М.А. Желтухиной. В 1834 г. ее сын построил церковь в стиле классицизм В ней был один из лучших в губернии иконостосов. Позже имение было продано статс-даме К.П. Клейнмихель. Церковь сгорела. В доме были интересные интерьеры с мебелью из петербургского дома историка Н. Карамзина

           Малыжино (б. Богодуховского уезда, ныне - Золочевского р-на) - усадьба была основана полковником Осиповым- Перекрестовым, позже принадлежала А.К. Павлову. Двухэтажный усадебный дом был построен в 20-х гг. XIX в. в стиле классицизм с использованием типового проекта жилого городского дома из серии 1809 г. Он имел прямоугольный план с пристройкой и подвалом, переходящим в цокольный этаж (по рельефу), хорошие пропорции, четырехколонный портик дорического ордера со стороны сада. В уровне второго этажа над портиком была терраса с балюстрадой. Центральная часть фасада выделена раскреповкой и увенчана фронтоном, нижний этаж - рустован, окна второго этажа - оформлены наличниками В усадьбе была Успенская церковь также в стиле классицизм, от которой остались руины В ней хранилась чудотворная икона 1770 г.

           Старый Мерчик (б. Валковского уезда) - бывшая усадьба Г.Р. Шидловского, затем - Е.М. Духовского. Построена в1776 - 1778 гг. предположительно по проекту архитектора П. А. Ярославского, ученика В.И. Баженова при участии архитектора А.А. Палицына. Один из наиболее ранних памятников усадебного зодчества в Украине. Представляла собой ансамбль, состоявший из большого дома, двух павильонов (библиотеки и флигеля), конторы, хозяйственных построек, пейзажного парка с прудом. Фасад главного двухэтажного корпуса решен в стиле позднего барокко. Вход выделен полуколонным портиком с аттиком и декоративными нишами. Торцы здания оформлены полукруглыми ризалитами. Фасады украшены белыми каннелированными пилястрами ионического ордера, нишами с вазами. Наличники окон оформлены гирляндами. Фасад, обращенный в парк, имеет выход на широкую террасу с балюстрадой. Все малые постройки также решены в архитектурном стиле наподобие "городка". В парке были беседки с колоннами дорического ордера, мосты, гроты у пруда, арки, декоративные руины, ротонда-колодец, покрытая куполом, церковь, где был похоронен основатель усадьбы Г.Р. Шидловский. Позже к церкви были пристроены колокольня и трапезная. Недалеко от дома в парке было фамильное кладбище со скульптурными памятниками. Интерьеры были богато оформлены мраморной скульптурой, живописью. Танцевальный зал имеет овальную форму. Здесь были бронзовые люстры, мебель времен Елизаветы Петровны, Екатерины II и эпохи Александра I, музей восточного искусства. В настоящее время усадьба находится в запустении и постепенно разрушается, срочно требуются реставрационные работы

           Ракитное (б. Валковского уезда) - бывшая усадьба М.М. Куликовского в стиле раннего классицизма. За неимением наследников имение поступило в казну и было передано Министерству Земледелия, которое осуществило его значительную реконструкцию. Сначала здесь была военно-ремонтная канцелярия, затем - детская колония. Были снесены флигель, конюшни, оранжерея. Дом простой, логичный план, удачно найденные пропорции. На фасадах между двумя фланкирующими ризалитами располагались лоджии, оформленные колоннадами дорического ордера с каннелюрами. Карниз был украшен модульонами, цоколь - низкий. Ризалиты были украшены пилястрами и рустовкой. Единый ансамбль с домом составляли церковь, построенная в 1805 г. в стиле классицизм и колокольня Обе были круглыми в плане. Церковь имела два портика дорического ордера: один со стороны паперти, а другой - со стороны алтаря (декоративный, с полуколоннами). В подкупольном барабане были прорезаны круглые окна, покрытие - купольный свод. Фасад разделен поясом на два яруса. Окна второго яруса небольшие, квадратные. Колокольня имела два яруса. Первый ярус был окружен колоннадой, второй ярус (звонница) имел арочные узкие проемы и пилястры и был увенчан куполом. Цвет стен церкви и колокольни был красным с белыми деталями.

           Великий Бурлук (б. Волчанского уезда) - бывшее имение Донец-Захаржевского, затем - Е.В. Задонской. С 1680 г. здесь было поместье К.Г. Донца. Каменные службы построены Я.М. Донец- Захаржевским, церковь и деревянный дом построены в 1826 - 1829 гг. А.Я. Донец-Захаржевским. В 1835 г. дом был окончен генералом В.Д. Задонским, женатым на дочери А.Я. Донец- Захаржевского. Въездные ворота, дом и церковь расположены на одной оси. На участке находились также кордегардия в готическом стиле и оранжерея, службы, сад. Дом деревянный двухэтажный построен в стиле классицизм, имел цокольный этаж и сильно выступающий на главном фасаде шестиколонный портик большого дорического ордера, карниз с модульонами. Колонны имели пьедесталы, придающие зданию солидный облик. На втором этаже в портик выходила большая терраса. Окна первого этажа имели ставни-жалюзи по образцу итальянских. Окна второго этажа имели квадратную форму и были обрамлены белыми профилированными наличниками. Цоколь был оформлен рустом, парапет - в виде баллюстрады. Навиающая над входом нижняя поверхность террасы была оформлена кессонами. Со стороны сада также был портик, но без террасы. Боковые фасада были украшены тройными Палладианскими окнами. Преображенская церковь с колокольней в стиле классицизм, пожалуй, наиболее замечательная из всех построек Хрьковской губернии в этом стиле. Она имела огромную дорическую колоннаду, объединяющую церковь и колокольню воедино и создающую большую обходную галерею вокруг всей постройки Предполагается участие в этой постройке известного архитектора-классициста В.П. Стасова.

           Графское (б. Волчанского уезда) - имение на берегу реки Донец было подарено в начале XVIII в. Петром I Шафирову и отобрано у него в казну Екатериной II, затем - подарено Гендрикову. Новая усадьба и церковь были построены в 1825 г. в стиле ампир по формам близком к архитектуре московских особняков этого времени Прямоугольный объем главного здания был украшен 6-ти колонным дорическим портиком, поставленным на высокую аркаду. Под своды аркады по пандусам въезжали экипажи Фасад, обращенный в сторону парка, имел полукруглый портик. В обоих портиках на уровне второго этажа были большие террасы с балюстрадами. Фасады были богато декорированы полуколоннами, арочными наличниками со скульптурой, декоративными балясинами под окнами, поясами, карнизами с модульонами. Первый этаж имел более массивные формы, чем второй: стены его были рустованы, арки оформлены архивольтами с замковыми камнями. В доме были великолепные интерьеры с колоннами коринфского и ионического ордеров. Зал имел хоры с арками и балюстрадой Служебные постройки были объединены с главным домом в единый ансамбль и составляли "улицу" при въезде на территорию усадьбы. Ворота были построены в готическом стиле. Перед домом был большой курдонер. Главный корпус - трехэтажный с портиком был увенчан куполом. Два флигеля были связаны с главным зданием переходами. По обе стороны двора были расположены флигеля. В центре двора была круглая клумба.

           Васильевка (б. Волчанского уезда) - бывшее имение Е.А. Деларю, расположенное на вершине холма над селом. Имение состояло из обширного прямоугольного в плане двора, где были расположены усадебный дом и пред ним по обе стороны - служебные флигеля. Все здания были построены в стиле классицизм в начале XIX в. Усадебный дом - одноэтажный с шестиколонным портиком-лоджией тосканского ордера и широкой лестницей со стороны главного входа Боковые четырехколонные портики не сохранились. Большой зал в средней части дома раскрывался в сад и мел выход в лоджию в виде 6-ти колонной полукруглой ротонды, перекрытой куполом. В интерьерах были применены арки, ионические колонны, изразцовые печи интересных форм. В интерьерах была старинная мебель середины XIX в., портретная живопись.

           Должик (б. Харьковского уезда) - бывшая усадьба князя С.Д. Голицына. В 1700 г. эти земли были утверждены в вотчинное владение за Г.Е. Захаржевским, прозванным "Донец" за подвиги в борьбе с татарами на реке Донец. Сначала был построен деревянный храм Иоанна Предтечи в 1700 г. В 1746 г. он был перенесен в усадьбу. Придел в честь Владимирской иконы Божьей Матери был построен в 1746 г. внуком князя Я.Н. Кропоткина Д.П. Щербининым. При храме было семейное кладбище. Дом и сад были созданы в начале XIX в. в стиле раннего классицизма Колоннада была позднее переделана в тамбур. Двухэтажный дом имеет симметричный фасад с двумя ризалитами, увенчанными фронтонами. Между ризалитами - колоннада из восьми колонн, над которыми - терраса с решеткой в стиле ампир. На боковом фасаде - балкон с колоннадой в виде портика. В тимпане фронтона - большое полукруглое окно. На крыше был декоративный шпиль. Гостиная открывалась лоджией в сад. Мебель была в готическом стиле, плафон - расписан. В гостиной и кабинете была пейзажная и портретная живопись, портреты Павла I и императрицы Марии Федоровны. Гостиная была оформлена колоннадой .

           Бабаи (б. Харьковского уезда) - усадьба, основанная Федором Клементьевичем Бабаем "из детей боярских чугуевских". Прежде называлась Архангельское в честь первого храма. Старый дом не сохранился. В новом доме, принадлежавшем А.П. Флотту , были портреты семьи Щербининых работы Тропинина, копии портретов Павла I и Марии Федоровны Рослена, Екатерины II Левицкого, копии картин Рембрандта, бюст Александра I работы Торвальдсена, мебель времен Екатерины II. Церковь Архистратига Михаила с портиком ионического ордера была построена по проекту харьковского архитектора Петра Ярославского в стиле классицизм.

           Гиевка (Люботин) Харьковского уезда - бывшее имение Масловича, затем - князя Святополк-Мирского. Создавалась в 1820-х - 1870-х гг. Все элементы усадьбы располагались вдоль единой оси, связывающей дворец, пруд и церковь. Этот прием создает живописные перспективы. Главная ось подчеркнута липовыми аллеями, ориентированными на боковые входы во дворец и деревянным мостиком через пруд. В северной части был ландшафтный парк. Сохранились дворец, служебный корпус, церковь, ряд хозяйственных построек. Удлиненных пропорций дом в стиле, совмещающем элементы классицизма, романского и готического стилей, одноэтажный в центральной части с двухэтажными ризалитами имел стрельчатые окна. В саду был пятикомнатный флигель, построенный в 1820-х гг. в стиле классицизм с колоннами и куполом

           Шаровка (Богодуховский район) - усадьба, расположенная на склонах большой балки, прилегающей к руслу реки Мерчик. Ее площадь вместе с дендрологическим парком составляла более 30 га. Участок защищен вековой дубравой, благодаря чему создается благоприятный микроклимат. Село было основано в 1700 г. Владельцем до начала XIX в. был помещик Ольховский - хозяин винокуренного завода. При нем был построен дворец в формах готики и ренессанса, обликом своим напоминающий замок. Подходы ко дворцу со стороны парка оформлены в виде широких террас с лестницами и балюстрадами. Затем Ольховский проиграл имение в карты и его хозяином стал Христиан Гебенштрейн. Он был ботаником-любителем и создал в имении парк с экзотическими растениями, саженцы которых покупал у И.Н. Каразина в акклиматизационном саду (Краснокутский дендропарк). В 1900 г. имение перешло во владение барона Л. Кенига - владельца нескольких сахарных и спиртовых заводов и 14-ти экономий. По проекту известного архитектора Якоби были построены комплекс домов для служащих , оранжереи, конюшни, манеж, гаражи, электростанция. Часть парка, примыкающая к главному зданию, была спроектирована в виде регулярного парка архитектором Куфальдтом. С 1925 г. в бывшей усадьбе был открыт санаторий с территорией более 45 га, который паботает и поныне. Бывший дворец - двухэтажное здание с окнами стрельчатой формы состоит из двух корпусов, соедиенных переходом. По бокам главного входа расположены две башни восьмигранной формы, заканчивающиеся зубцами и увенчанные шпилями. Карниз подчеркнут аркатурным поясом. В 1911 г. между башнями, в центральной части здания был достроен "дубовый зал". В 1920-1924 гг. была пристроена двухэтажная остекленная веранда к восточному фасаду. Вестибюль отделан дубовыми панелями, лепкой и росписью. Во дворце три зала, 26 комнат, мраморные лестницы, изразцовые печи, мраморные камины. Кессонированный потолок голубого зала украшен росписями и лепкой. На территории парка расположен интересный по архитектуре бревенчатый "Домик лесника" в стиле модерн. В дендропарке растет множество редких и экзотических растений, акклиматизированных для Украины: пихта белая европейская, желтая акация, бундук канадский, кофейное дерево, можжевельник, черная сосна, лжетсуга голубая, бархат амурский (феллодендрон) и др.

           Натальевка (с. Владимировка Краснокутского р-на) - бывшее имение П.И. Харитоненко. Дворцово-парковый и хозяйственный комплекс, основанный в 1884 г. основатель поместья И.Г. Харитоненко - выходец из крестьян Сумского уезда - стал миллионером-сахарозаводчиком. Его сын - П.И. Харитоненко - был меценатом, коллекционером произведений искусства, предметов старины. В его коллекции были картины извнстных русских художников Крамского, Врубеля, братьев Васнецовых, Сомова, Коровина, Малютина, Серова, иконы, предметы церковной старины. В имении на базе лесного массива был разбит пейзажный парк (50 га), который делится на две части: нижнюю и верхнююю Верхняя часть находится на правом берегу реки Мерчик и состоит из дубовой и сосновой рощ. Нижний парк находится в пойме реки на повышенном рельефе. Он состоит из живописных групп деревьев редких пород (ели канадской, тсуги, лиственницы европейской, дуба болотного и красного, ясеня, черемухи, липы мелколистной и американской, тополя канадского и др.). Сооружения усадьбы гармонировали по форме с живописной планировкой парка, разнообразием форм растительности. Главные ворота в стиле модерн сооружены по проекту академика архитектуры А.В. Щусева. Усадебный дом не сохранился. Главной достопримечательностью является сохранившаяся Спасская церковь, построкенная в 1913 г. по проекту А.В. Щусева. Она была задумана П.И. Харитоненко как храм-музей для старинных икон и церковной утвари. Церковь построена из кирпича и снаружи облицована плитами известняка, внутри оштукатурена и расписана в технике силикатной живописи петербургским художником А.И. Савиновым. Ворота ибиты кованной медью. Над главным входом в нише - мозаичная икона "Пантократор", предположительно сделанная по эскизу Н.К. Рериха. На южной стене - барельеф "Распятие" работы известного скульптора С.Г. Коненкова. Фасад украшен резьбой по камню. В коллекции были 11 икон новгородского письма XV - XVI в. После революции в церкви был филиал Харьковского художественного музея (более 1000 экспонатов), после войны 1941-1945 гг. в усадьбе был устроен туберкулезный санаторий, в церкви - клуб. В настоящее время церковь отреставрирована. На территории усадьбы сохранились также руины конного манежа и кирпичные конюшни в формах эклектики с элементами готического стиля.