Проектное
обеспечение, как видно, оказалось отличным, чего нельзя сказать о техническом
обеспечении строительства. Через 8 лет после революции гигантское здание
- самый большой тогда в Европе "небоскрёб" - объёмом в 347000 куб.м.
из монолитного железобетона пришлось строить первобытными методами:
при помощи человеческой и лошадиной энергии "умноженной" на мощность
лопат, носилок, тачек и прочей подобной техники: Так строилось здание,
призванное олицетворять собою индустриальную мощь первого в мире социалистического
государства. 5 тысяч рабочих трудились в три смены и совершили чудо,
которое можно объяснить только комсомольским энтузиазмом: строительство
невиданного доселе гиганта было завершено за 2,5 рабочих сезона (!).
На него ушло: 1315 вагонов цемента, 9000 т. металла, 3700 вагонов гранита,
40000 кв.м. стекла. Трудозатраты составили 1 млн. 560 тыс. чел./дней,
сметная стоимость строительства - 9 млн. 50 тыс. рублей.
Конечно,
собранных трестами денежных средств не хватило. Остальные деньги помог
добыть Ф.Э. Дзержинский: по его предложению правительство приняло решение
о внеочередном финансировании строительства. Поэтому, после скоропостижной
смерти Ф.Э. Дзержинского в 1927 г. Госпрому и площади было присвоено
его имя. К 10-летию революции была завершена первая очередь строительства,
а в ноябре 1928 г. здание вступило в полную эксплуатацию: в него въехали
тресты "Коксобензол", "Химуголь", "Югосталь", металлургические, химические
и машиностроительные управления.
Слава о
Госпроме скоро разнеслась по всей стране и дальше - по всему миру. В
то время, как на соседних улицах города ещё можно было видеть глинобитные
хаты под соломенной крышей, такое сооружение казалось чем-то фантастическим,
живым воплощением мечты о Новом мире, символом эпохи. А.М. Горький,
посетивший незаконченную ещё стройку в июле 1928 г., писал: " Это чудесная
гармония, выражение могучего духа рабочего класса. Дорогие товарищи,
любимые мои люди! Вот так же крепко, высоко, широко продолжайте строить!".
Ещё в ходе
земляных работ на месте 6-го подъезда Госпрома был обнаружен скелет
мамонта. Очевидно, останки этого мамонта и образ построенного над ними
железобетонного гиганта вдохновили поэта В.В. Маяковского, который написал
известные строки:
Где вороны
вились,
над
падалью каркав,
в полотна
железных дорог забинтованный
столицей
гудит
украинский
Харьков,
живой, трудовой,
железобетонный.."
Сбылась
мечта поэта, высказанная им ещё в 1922 году: "Шарахнем в небо железо-бетон!"
Госпром
успешно выполнил свою историческую роль: родился новый образ города,
символом которого он стал впредь. Затем последовала и всемирная слава.
Французский писатель Анри Барбюс посетил строительство Госпрома несколько
раз. Небывалый размах стройки и энтузиазм строителей не оставили его
равнодушным. Он опубликовал в журнале "Монд" статью под названием "Дом-гора",
в которой отметил, что на строительстве Госпрома были впервые в мире
решены многиек архитектурные и инженерные задачи. В 1928 г. американский
писатель Теодор Драйзер писал о "чуде, увиденном в Харькове":
В 1934 г.
столица Украины была перенесена в Киев. Тресты и управления покинули
Госпром. В освободившиеся помещения переехал облисполком и его отделы.
В период войны несколько раз производились попытки взрыва Госпрома,
но монолитная конструкция устояла. Повреждённое пожарами здание с выбитыми
стёклами представляло из себя голый скелет. На первом этаже была устроена
конюшня, на других этажах жили обезьяны, сбежавшие из зоопарка.
После войны
здание было восстановлено при помощи завода "Свет шахтёра" и получило
новую жизнь. В него въехали тресты "Теплоэнергомонтаж", "Электромонтаж",
"Южспецстрой", филиал Всесоюзного центра патентных услуг, научно-техническая
библиотека, с 1949 г. - первый в СССР любительский телецентр.
7 мая 1951
г. состоялась первая телевизионная передача любительского телецентра.
В 1954 г. принято решение о сооружении башни для городской телевизионной
антенны. Так продолжилась мечта конструктивистов: они любили украшать
свои проекты различными техническими сооружениями, которых в то время
ещё не могло быть. Произошёл тот редкий случай, когда позднейшая надстройка
улучшило архитектуру здания: симметричный в плане Госпром получил недостающий
элемент асимметрии - вертикальную доминанту высотой 45 м. и его общая
высота достигла 108 м. Рядом с "подросшей" окружающей застройкой он
вновь стал главным.
Строительство
Госпрома стало началом формирования целого ансамбля, задуманного в едином
стилистическом духе. В конце 1920-х - начале 1930-х гг. проводится ряд
конкурсов на разработку планировочного решения и застройки площади им.
Дзержинского. В первую очередь намечено строительство двух крупных зданий
по обеим сторонам от Госпрома: Дома Проектных организаций и Дома Кооперации.
В конкурсе
на здание Дома Проектов снова одержал победу С.С. Серафимов в соавторстве
с М.А. Зандберг-Серафимовой. Вторую премию получили братья Веснины,
третью - харьковские архитекторы Г.А. Яновицкий и М.Л. Мордвинов. Все
эти архитекторы работали в стиле конструктивизма. Здание Дома Проектов
также было задумано строить из монолитного железобетона, но в целях
экономии перекрытия через этаж были устроены по деревянным балкам. Поэтому
во время войны оно сильно пострадало и было перестроено. Ныне - это
здание Харьковского Национального университета им. В.Н. Каразина.
Послевоенная реконструкция здания была произведена по проекту архитекторов
В.П. Костенко, В.И. Лифшица, инженеров О. Иванченко, В. Дудника. В результате
этой реконструкции здание полностью лишилось своей стилистики и объёмно-пространственной
пластики. Многие архитекторы считают, что решение этого здания удалось
С.С. Серафимову значительно лучше, чем полностью очищенные от декора,
несколько брутальные формы Госпрома. Его детали более тонко проработаны,
формы построены на контрасте центральной высотной доминанты, подчёркнутой
вертикальными щелями остекления, и пространственных "крыльев", в которых
преобладают горизонтальные членения. Контраст глухих и остеклённых поверхностей,
завершение центрального корпуса в виде плоской "парящей" плиты, вертикальные
и горизонтальные сквозные просветы, пропускающие лучи солнца на фасаде,
ориентированном на север в местах примыкания боковых частей к центральной
- всё это утрачено навсегда: Здание настолько сильно изменило свой облик,
что прототип даже не угадывается.
В 1929 г.
северо-восточнее Госпрома строится Дом Кооперации - третье из зданий
задуманного ансамбля (арх. А.И. Дмитриев, О.Р. Мунц).
В этом здании первоначально было задумано разместить Дом Правительства,
но затем оно было отдано Управлению сельского хозяйства. Строительство
ведётся уже не из железобетона, а из кирпича, и сроки его возведения
вылились в типичный советский "долгострой". В 1934 г., после переноса
столицы в Киев, недостроенное здание передали Военно-хозяйственной академии
им. Говорова. До 1941 г. его достроить не успели и закончили лишь в
1954 г. по проекту арх. П.Е. Шпары, Н.П. Евтушенко, Н.А. Линецкого,
В.И. Дюжина, и В.В. Лукьянова, инженера И.М. Гринь - в новом стиле сталинского
"неоренессанса".
Такой же
"метаморфозе" подверглось и здание гостиницы "Интернационал", первоначальный
проект которой был выполнен в стиле конструктивизма архитектором Г.А.
Яновицким в 1932 г.
,
реализован в несколько переработанном виде в 1936 г., а после войны
- "переодет" в новые формы
.
Ещё один
элемент ансамбля, замыкающий площадь с восточной стороны - здание ЦК
КП(б)У - - родился в результате надстройки старого здания Губернского
земства в 1930-1932 гг. (арх. Я.А. Штейнберг).
В первом этаже оно заметно сохраняет элементы старой архитектуры, но
дальше ему придаётся чисто конструктивистский вид: асимметрично-динамичное
решение объёма подчёркивает угол пересечения улиц Cумской и Иванова.
За ним просматривается ещё одно здание в стиле конструктивизма - здание
АТС (арх. П.И. Фролов, 1930-1932 гг.).
Здание ЦК КП(б)У сильно пострадало во время войны, и теперь на его месте
стоит типичный образец сталинского "неоренессанса" с большим композитным
ордером - здание бывшего Харьковского Обкома КПСС, а ныне - Горисполком
(арх. В.М. Орехов, В.П. Костенко при участии В.Н. Мирошниченко, Л.Г.
Савенко, 1951-1954 гг.).
1936 г.
- последний рубеж стиля конструктивизм. Всё резче звучат голоса критиков
"машинного стиля", государственная политика в эти годы направлена на
усиление единовластия и централизма. Творческие группировки запрещены.
Архитекторы вынуждены приспосабливаться к новым требованиям. В 1937
г. В.А. Веснин, один из лидеров конструктивизма, "признался", что конструктивизм
"не справился с задачами новой советской архитектуры, это уже пройденный
этап, который многому научил. Основная его ошибка - некритическое перенесение
установок западного функционализма на советскую почву". Перед лицом
сталинской репрессивной машины архитекторы вынуждены были "каяться в
своих грехах".
Но время
расставило всё на свои места: советский конструктивизм стал одной из
золотых страниц мировой архитектуры. Западные архитекторы многому сами
научились у него, часто напрямую используя нереализованные идеи советских
архитекторов-конструктивистов И. Леонидова, В. Кринского, Л. Лисицкого,
Н. Ладовского и других. Харьковский Госпром, здание Центросоюза в Москве,
построенное в стиле конструктивизма по проекту Ле Корбюзье в Москве,
клуб им. Русакова, построенный архитектором К.С. Мельниковым - признанные
памятники архитектуры мирового значения. Достойные представители этого
стиля - харьковские архитекторы: В.К. Троценко, Я.А. Штейнберг, Г.А.
Яновицкий, Г.Г. Вегман, А.Г. Мордвинов, В.А. Эстрович, П.Ф. Алёшин,
А.А. Таций, Е.А. Лымарь, А.Г. Молокин, Г.Д. Иконников и другие
.